СИМФОНИЯ

СИМФОНИЯ
(греч. symphonia, нем. Symphonie, итал. sinfonia, франц. symphonie, "созвучие") у древних греков служила термином, обозначавшим то, что мы теперь называем консонированием интервалов. Происхождение названия с. по отношению к многоголосным инструментальным произведениям относится вероятно к весьма отдаленному времени (срв. Riemann "Eine Symphonie aus dem 15. Jahrhundert" [Klavierlehrer 1898 No 4]). В начале 17-го века с. и соната (канцона) отличаются друг от друга, причем под с-ей понимается пьеса, написанная нота против ноты, рассчитанная на гармонические эффекты и имеющая песнеобразное расчленение (Виадана); впрочем эти оба понятия становятся вскоре синонимами (Саломон Росси смешивает даже их значение), и история с-ии на долгое время отождествляется с историей сонаты, причем, впрочем, все более и более проявляется склонность называть с-ми сонаты, служащие вступлением или промежуточным номером в вокальных произведениях (опера, оратория, кантата). С тех пор как Люлли установил для оперного вступления определенную форму сонаты (срв. Увертюра), c. (sinfonia) сделалась отличительным наименованием итальянских оперных вступлений, которые строились иначе, чем французские. Решительный поворот в истории с-ии наступил около середины 18-го века. Обычное дотоле фугообразное построение главной части с-ии уступает место двучастной песенной форме с репризой (symphonie périodique). Кто ввел это новшество, пока еще не установлено – оно одновременно встречается у большего числа композиторов: Гретри, Госсека, Саммартини, Гебеля, Фр. Кс. Рихтера, Штамнца, Каннабиха, Гайдна и мн. др., но заимствовано вероятно из скрипичной сонаты (Локателли). Гайдн окончательно устанавливает форму с-ии, и именно вполне аналогично многочастной сонате. То, что внесено было затем в с-ю Моцартом и особенно Бетховеном, сводится главным образом к частностям, зависевшим от индивидуальных особенностей обоих композиторов. Кроме того Бетховен значительно увеличил оркестр (срв. Оркестр); к числу его нововведений относится также замена менуэта скерцо, а в девятой симфонии (единичный случай) введение хора и перестановка частей Adagio и скерцо, чему впоследствии неоднократно подражали. Бетховен вообще углубил содержание с-ии, потрясающе раскрыл в ней глубочайшие тайники душевной жизни; отдельные части с. он развил до больших размеров, а финалу дал построение, более приближающееся по форме и характеру к первой части (вместо прежнего рондообразного). Симфонисты эпохи после Бетховена не смогли дать дальнейшее развитие форме с-ии; тем не менее было бы грубой ошибкой утверждать, что эта форма отжила; симфонии Мендельсона, Шумана, Брамса, Раффа, Рубинштейна и Чайковского доказывают, насколько старые формы с-и гибки и поддаются наполнению все новым и новым содержанием. Симфонические поэмы (картины, фантазии) новейшего времени (Берлиоз, Лист, Чайковский, Сен-Санс, Р. Штраус) не представляют собой дальнейшего развития формы с-ии; это ясно уже из того, что сочинениям этим вообще чужда какая бы то ни была постоянная, точно определимая форма. Они принадлежат к так назыв. программной музыке (См.); программная же музыка представляет смешанную художественную форму, принципы созидания которой не имеют чисто музыкального характера; музыка занимает здесь положение хотя и господствующее, но все же подобное тому как в опере и в новейшем романсе. Относительно истории с-ии, S. Bagge "Die S. in ihrer historischen Entwickelimg" (1884), M. Brenet "Histoire de la Symphonie" (1882), H. Kretzschmar "Führer durch den Konzertsaal" (I Symphonie und Suite; 3-е изд. 1898). Срв. также H. Riemann "Die französische Ouverture in der 1. Hälfte des 18. Jahrhunderts" ("Mus. Wochenblatt" 1898). Срв. Абсолютная музыка, Эстетика, Драматическая музыка и пр.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СИМФОНИЯ" в других словарях:

  • симфония — См. согласие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. симфония гармония, согласие; созвучие, словарь указатель, симфониетта Словарь русских синони …   Словарь синонимов

  • СИМФОНИЯ — (греч. созвучие). Большое музыкальное произведение, написанное для оркестра. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИМФОНИЯ греч. symphonia, от syn, вместе, и phone, звук, стройность, согласие звуков.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Симфония № 17 — Симфония № 17: Симфония № 17 (Вайнберг). Симфония № 17 (Моцарт), соль мажор, KV129. Симфония № 17 (Мясковский). Симфония № 17 (Караманов), «Америка». Симфония № 17 (Слонимский). Симфония № 17 (Хованесс), Symphony for Metal Оркестра, Op. 203… …   Википедия

  • СИМФОНИЯ — СИМФОНИЯ, симфонии, жен. (греч. symphonia гармония звуков, созвучие). 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4 х частей, из которых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). «Симфония может быть… …   Толковый словарь Ушакова

  • симфония — и, ж. symphonie f. , ит. sinfonia <лат. symphonia <гр. symphonia созвучие. Крысин 1998. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее из 3 4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом. Патетическая симфония… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СИМФОНИЯ — жен., греч., муз. гармония, согласие звуков, многогласное созвучие. | Особый вид многогласного музыкального сочиненья. Симфония Гайдена. | Симфония на Ветхий, на Новый Завет, свод, указанье мест, где поминается одно и то же слово. Толковый… …   Толковый словарь Даля

  • СИМФОНИЯ — (латинское symphonia, от греческого symphonia созвучие, согласие), произведение для симфонического оркестра; один из основных жанров инструментальной музыки. Симфония классического типа сложилась у композиторов венской классической школы Й.… …   Современная энциклопедия

  • СИМФОНИЯ — (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв …   Большой Энциклопедический словарь

  • Симфония — (латинское symphonia, от греческого symphonia – созвучие, согласие), произведение для симфонического оркестра; один из основных жанров инструментальной музыки. Симфония классического типа сложилась у композиторов венской классической школы – Й.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СИМФОНИЯ — СИМФОНИЯ, и, жен. 1. Большое (обычно из четырёх частей) музыкальное произведение для оркестра. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего н. (книжн.). С. цветов. С. красок. С. звуков. | прил. симфонический, ая, ое (к 1 знач.). С. оркестр… …   Толковый словарь Ожегова

  • Симфония — (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»